«23_0017
Ф. Д. Бобков. Из записок бывшего крепостного человека»

«23_0017_139
В декабре (1857 г.) прислуживал на вечере у Н. А. Усова. Было много гостей, и очень много разговаривали по поводу дворянских губернских комитетов, занимающихся рассмотрением вопроса об устройстве крестьян. В трактире у Триумфальных ворот собравшиеся дворовые разных господ читали напечатанное в газетах предложение нижегородскому дворянству заняться рассмотрением вопроса об устройстве быта крестьян645. По этому поводу много разговаривали.
– Это доказательство, что будет скоро воля, – сказал один.
– Ну, этого нельзя сказать. Пока идут одни только рассуждения, – ответил другой.
– Какие рассуждения, – вмешался ивинский повар. – Воля непременно будет, потому что и француз при заключении мира советовал это сделать. А то, говорит, будете вы хуже турок.
– А что это значит, что помещикам будет предоставлена полицейская власть? – спросил кто‑то. – Ведь полиция и теперь есть и порет розгами отлично.
– Говорят, что, кроме воли, дворовым дадут землю и каждому по 100 рублей, – заметил повар. – Я земли не возьму, спрошу чистые деньги. Я первым делом куплю штоф водки, подойду к кабинету барина и при нем выпью стаканчик за здоровье Государя Императора. Барину же пожелаю всего хорошего.
– А ты подержи лучше язык за зубами, – посоветовал кондитер.
– Говорят, что воля объявлена будет по всей России в три дня, будут разъезжать герольды и читать манифест. Говорят, что все уже готово и помещики знают, только молчат.
– Как освободят, сам присмиреешь.
Такие шли разговоры.»