О проекте


Напишите нам

РУКОВОДСТВО К САЙТУ

Сохранить народную историю после перевода её в букву без искажений и исправлений – такую задачу ставит перед собой сайт «Прямаяречь.рф». Сверх-задача проекта – создать непрерывную народную историю, совпадающую по событиям, датам и личностям с научной историей, чтобы на каждое событие, отмеченное в Научной истории существовал подбор сведений (рассказов и документов) из Народной истории.

Правила сайта:

  1. Текст воспоминания рассматривается не как единый объект (подобный художественному произведению), а как набор разнообразных распределённых сведений, выраженных в форме рассказа от первого лица. Не как «фильм», а как фотоальбом.
  2. Воспоминания размещаются на сайте с указанием источников, без редакции и цензуры, в том виде, в каком были опубликованы в первоисточниках, с сохранением орфографии, пунктуации и стиля автора.
  3. Сведения, приводимые в воспоминаниях, не являются документально подтверждёнными и не проходят научную экспертизу.
  4. Если автор воспоминания говорит «не от себя», а пересказывает газету, школьный учебник и т.п., эта часть воспоминания обозначается как «ПЕРЕСКАЗ …» (например, «ПЕРЕСКАЗ коллективизация»).
  5. Сайт – это не вече, не площадка, на которой рождается истина, сайт – это хранилище, а потому здесь не предусмотрена возможность комментирования и обсуждения.
  6. Сайт открыт для размещения новых воспоминаний после проверки на отсутствие запрещённых в РФ «призывов к … и разжигания ...». Размещение и редактирование ранее размещённых воспоминаний, представленных посетителями сайта, производится редактором сайта.

На сайте размещены Тексты, разбитые на Отрывки.

ТЕКСТ – логически связанное повествование, объединённое единым авторством Признаки ТЕКСТА: №

  • главный признак Текста, который используется в сносках, цитировании и поиске; состоит из: года появления на сайте «Прямаяречь.рф» (две цифры - 23) и порядкового номера Текста (четыре цифры). ПРИМЕР: 23_0001. АВТОР(ы) рассказчик(и) или тот (те), от чьего лица ведётся повествование; указывается Фамилия, Имя, Отчество. В случае отсутствия ФИО может быть использовано описание занятий, профессия, место проживания и/или происхождение («Крестьянин Псковского уезда Псковской губернии») НАЗВАНИЕ
  • краткое название используется в Списке Текстов;
  • полное название соответствует библиографическим/выходным данным - автор, название, год, место издания, издатель, библиографические коды …) ПРИМЕР: Краткое название: «23_0004 Емельян Григорьевич Шампуров (правильное написание – Шампаров) Воспоминания» Полное название: Зверева К. Е. По старой памяти: судьба советского крестьянина и его семьи в мемуарах / К. Е. Зверева, В. А. Зверев // Между прошлым и будущим: вопросы истории и исторического образования: сб. науч. и публицист. тр. / под ред. В. А. Зверева. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2000. – С. 140–154.

ОТРЫВОК

  • выделенная внутри Текста часть, которая начинается с красной строки. Используется для разбивания Текста на обособленные части, которым можно по смыслу присвоить разные «Статьи». Признаки ОТРЫВКА: №№ Первый № – номер Текста (указывает на источник). Второй № – собственно номер Отрывка, который состоит из: № Текста и порядкового номера Отрывка (отсчитывается по нарастающей от нуля). Номер Отрывка позволяет при необходимости прочитать Отрывок в месте его расположения в Тексте. Для этого нумерация Отрывков сохраняется внутри Текста, а каждый Отрывок начинается с красной строки. Нумерация позволяет быстро переходить от Отрывка к Тексту и обратно. ПРИМЕР: «23_0004_4 Крестьяне быт Россия XX век I половина»

СТАТЬЯ Для удобства обработки материала (чтобы пометить содержание сведений, содержащихся в Отрывке) каждому Отрывку присваивается «Статья» (по аналогии со статьями Энциклопедии). Статьями могут быть сведения о:

  • событии;
  • личности;
  • процессе/явлении;
  • понятии;
  • географическом месте (страна, регион, населённый пункт);
  • дате (век, год, точная календарная дата) ПРИМЕР: Железная дорога строительство, Либава, Латыши, Россия, XIX век (Отрывок 23_0017_278)

Отрывок может относиться к неограниченному числу Статей в добавление к двум обязательным Статьям – Дате (век/ год/ число) и Месту (страна/регион). В дальнейшем можно будет формировать выборку из Отрывков, которые соответствуют одной и той же Статье. Пользователь может пользоваться выборкой из разных Воспоминаний или перейти к полному Тексту Воспоминания для уточнения сведений, изложенных в Отрывке.

Главная возможность сайта – подобрать Отрывки, имеющие одинаковый признак (Статью)

Подбор Отрывков, имеющих одинаковую Статью, происходит в разделе сайта «Указатель» (по Статьям).

ПРИМЕР результат поиска по статье «Крестьяне быт»:

«23_0007_021 Крестьяне быт Россия XX век I половина» Текст «23_0007 Нина Матвеевна Бабуль Томская область» «23_0007_002 Крестьяне быт Сельхозработы Россия XX век I половина» Текст «23_0007 Нина Матвеевна Бабуль Томская область» «23_0006_021 Крестьяне быт XX век начало Россия» Текст «23_0006 Фрагменты из воспоминаний Василия Ивановича Ермоленко (1893-1970)» «23_0006_020 Крестьяне быт XX век начало Россия» Текст «23_0006 Фрагменты из воспоминаний Василия Ивановича Ермоленко (1893-1970)» «23_0006_016 Крестьяне быт XX век начало Россия» Текст «23_0006 Фрагменты из воспоминаний Василия Ивановича Ермоленко (1893-1970)» «23_0005_010 Крестьяне быт XX век I половина Россия» Текст «23_0005 А.В. Шайкин Не забывать историю и наших предков» «23_0004_5 Крестьяне быт Россия XX век I половина» Текст «23_0004 Емельян Григорьевич Шампуров (правильное написание – Шампаров) Воспоминания» «23_0004_4 Крестьяне быт Россия XX век I половина» Текст «23_0004 Емельян Григорьевич Шампуров (правильное написание – Шампаров) Воспоминания» «23_0004_3 Крестьяне быт Россия XX век I половина» Текст «23_0004 Емельян Григорьевич Шампуров (правильное написание – Шампаров) Воспоминания» «23_0004_2 Крестьяне быт Россия XX век I половина» Текст «23_0004 Емельян Григорьевич Шампуров (правильное написание – Шампаров) Воспоминания» «23_0004_1 Крестьяне быт Вятская губерния Россия XX век I половина» Текст «23_0004 Емельян Григорьевич Шампуров (правильное написание – Шампаров) Воспоминания» «23_0002_26 Крестьяне быт Россия XX век I половина» Текст «23_0002 Колтакова М. Н. «Как я прожила жизнь» «23_0002_25 Крестьяне быт Россия XX век I половина» Текст «23_0002 Колтакова М. Н. «Как я прожила жизнь» «23_0002_24 Крестьяне быт Россия XX век I половина» Текст «23_0002 Колтакова М. Н. «Как я прожила жизнь»

НЕОБХОДИМОЕ ДОПОЛНЕНИЕ История создаётся не только выдающимися личностями, непосредственно участвующими в значимых исторических событиях, но и бесконечным числом частных историй, сплетённых как ниточки в домотканом ковре. Чем больше сохранится таких ниточек, тем плотнее будет основа у ковра истории, на фоне которого блистают крупные и яркие исторические личности. Эти ниточки, эту собранную в частных воспоминаниях историческую память можно назвать НАРОДНОЙ ИСТОРИЕЙ. Семьи, у которых были свои писатели, могли оставить свою историю в литературе (такой как трилогия Л.Н. Толстого «Детство. Отрочество, Юность»). Они попадают в ЛИТЕРАТУРНУЮ ИСТОРИЮ (последовательное описание исторических событий средствами художественного вымысла). Семьи, в которых выросли исторические деятели, отразили свою историю в науке («Александр Васильевич Суворов происходил из старинного дворянского рода. Дед его, Иван Григорьевич, служил при Петре I. Он занимал видное положение. В 1709 году (по другим сведениям, в 1705 году) у него родился сын Василий. Крестным отцом новорождённого был сам Петр» (К. Осипов «Суворов» 1938 г.)). Они попадают в НАУЧНУЮ ИСТОРИЮ (последовательное описание и анализ исторических событий средствами научного аппарата). Но подавляющее большинство людей не оставило свой след ни в литературной, ни в научной истории, хотя они тоже творили историю, они вплетали в неё свои ниточки. Традиционное общество имело механизм сохранения народной истории – частные воспоминания застывали в народных мифах/легендах/сказах, передаваемых от одних сказителей другим. Разрушение традиционного общества и создание истории как отдельной отрасли знаний освободило народ от обязанности помнить, кто он и «откуда есть пошёл…». Чтобы сохранить воспоминания, переданные нам предками, надо иметь их не в слове (в слабой и недолговечной памяти людей), а в букве. Ведь современное общество, разбитое до уровня отдельных семей, способно хранить в памяти воспоминания двух-трёх поколений (родителей, бабушек/дедушек, редко прабабушек/прадедушек). Поэтому с каждым уходящим поколением мы теряем народную историю на глубину в 30-40 лет. Сохранение народной истории позволит дополнить то, что не интересно научной/литературной истории и, может быть, хоть как-то убережёт от управления исторической памятью «уточнением» (переписыванием) научной истории. Первый шаг на этом пути – включение в оборот уже существующих воспоминаний, что позволит расширить круг лиц, вовлечённых в историю. Второй шаг – запись и сохранение новых воспоминаний нынешних поколений.